Цель: раскрыть смысл понятий «значение слова», «словари»; учить правильно употреблять слова в речи; ознакомить с различными видами словарей, их предназначением; обогащать словарный запас учащихся; расширять представления об устной и письменной речи; развивать связную речь, память, мышление, внимание, творческое воображение; воспитывать трудолюбие, прививать интерес в изучению русского языка.
Сначала прочитаю его я, а потом все вместе. (вывешиваю)
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!
Как вы его понимаете?
Работа над скороговоркой.
Сначала читаю я, потом вместе.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Теперь, все вместе. (І(ІІ(ІІІ))) ряд)
Кто может прочитать?
Молодцы!
ІІІ. Сообщение теми и цели урока.
Для того, чтобы точно и правильно излагать свои мысли, нужно знать значение слова и понимать, в каком значении оно употребляется в данном случае.
Сегодня на уроке мы будем работать со словами, их ролью в речи. Узнаем, как важно правильно употреблять слова. Также будем учиться работать со словарем, познакомимся с различными видами словарей.
ІV. Изучение нового материала.
Решение проблемной задачи.
Лишь немногие люди от рождения наделены талантом блестящего рассказчика. Но эту способность можно развить.
А вы хотели бы научиться правильно и красиво говорить?
Как нужно говорить, чтобы собеседник тебе внимательно выслушал и понял? А прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение А. Барто.
СИЛЬНОЕ КИНО
Заранее, заранее,
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Объяснит мне,
Что к чему,
А я большая!
А я пойду.
И вот он начал
Свой рассказ:
- они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползет.
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они им – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала.
Я ничего не поняла.
Почему девочка ничего не поняла из рассказа старшего брата?
Что вы посоветуете брату девочки?
А теперь послушайте Знайки.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
Дети, давайте вместе прочитаем совет Знайки.
Работа с учебником.
Ребята, откройте учебники на странице 121. Послушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете последние 2 строчки стихотворения?
Есть много слов на свете,
И вы должны учить их, дети.
Значение слова нужно знать,
Чтоб верно в речи применяла
Как вы понимаете последние 2 строчки стихотворения?
Слова могут обозначать предметы, действия, признаки, количество и ваше задание дополнить словами ряд, указанный на странице 122.
Предметы – комната, космонавт… .
Действия – бежать, читать… .
Признаки – красивый, зеленый… .
Количество – пять, двадцать… .
Молодцы.
Ознакомление с понятием «значение слова».
Итак, значение слова – это то, что обозначает это слово.
Например: кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.
Дети, так что такое значит слова?
Игра «Лишнее звено». Группирование слова.
Ребята, посмотрите на доску. Для каждого ряда дана группа слов, вам нужно дать общее название им по образцу.
Образец: стол, стул, шкаф – мебель.
1 группа – учебные принадлежности
2 группа – транспорт
3 группа – школьные предметы.
Рассказ о словаре.
Дети, послушайте текст и скажите почему автор называет словари нашими друзьями.
Каждый человек должен пополнять, обогащать свой запас слов, уметь открывать для себя слово. В этом ему помогают различные словари. Словарь (по-укр. словник) – это книга, в которой даны слова какого-либо языка. В орфографическом (по-укр. орфографічний) словаре указано правильное написание слов. В толковом (по-укр. тлумачний) объясняются значения слов. В переводных (по-укр. перекладний) словарях даётся перевод слов с одного языка на другой.
Все словари состоят из словарных статей, которые посвящены определённому слову. Чтобы легко было найти нужную статью, слова в словарях расположены по алфавиту. Поэтому нужно хорошо знать алфавит.
Почему автор называет словари нашими друзьями?
Что указано в орфографическом словаре? Толковом? Переводном?
Как найти в словаре нужное слово?
Что для этого нужно знать?
Физкультминутка
Дети, встаньте – пришло время отдохнуть.
Успокоились и садимся на свои места.
Практическая работа со словарем.
Игра «Кто (что) это?»
Значение слова можно выяснить с помощью толкового словаря, похожих или близких по значению слов, а также с помощью признаков, которые отличают один предмет от других. (арбуз, ландыш, змея, посуда)
VІ. Закрепление полученных знаний.
Работа в печатных тетрадях.
Дети откройте тетради на странице 31. Первым нашем заданием будет назвать предметы одним словом и записать напротив них.
Следующее задание: допишите подходящие по смыслу слова
Людей лечит ______________
Детей учит _______________
Картины рисует ___________
Стихи пишет ______________
Дети, что изображено на рисунках на странице 32.
Значит мы можем сделать вывод, что у слова может быть несколько значений.
Следующее ваше задание на странице 33. Вам нужно переставить ударения так, чтоб получились новые слова.
Стрелки – стрелки.
Стоит – стоит.
Гвоздики – гвоздики.
Мука – мука.
VІІ. Итог урока.
Беседа.
Назовите главные слова урока.
Закончи предложения:
Значение слова – это…
Словарь – это…
Толкование значений слова даны в …
Слова бывают разные
Слова бывают всякие
Слова бывают ясные
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету –
Слово – это ветер,
Слово улетает,
Не поймаешь слова…
Человек без дела –
Человек без слова.
Самооценивание.
Возникли ли у вас трудности во время урока?
Какое настроение сопровождало вас во время урока?
Оценивание.
Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
С. 123, упражнение 381 и в тетрадях на странице 33 второе упражнение.