П`ятниця
27.06.2025
17:12
Можна знайти:

 

Вхід на сайт
E-mail:
Пароль:
Категорії розділу
1 клас [16]
2 клас [18]
3 клас [12]
4 клас [15]
Літня школа [24]
Пошук
                    
Наше опитування
Хто ви?
Всього відповідей: 428
Вкотакті

Головна » Статті » Конспекти занять » 2 клас

Значение слова. Словари.

 

Тема: Значение слова. Словари.

Цель: раскрыть смысл понятий «значение слова», «словари»; учить правильно употреблять слова в речи; ознакомить с различными видами словарей, их предназначением; обогащать словарный запас учащихся; расширять представления об устной и письменной речи; развивать связную речь, память, мышление, внимание, творческое воображение; воспитывать трудолюбие, прививать интерес в изучению русского языка.       

Оборудование: девиз, карточки, скороговорка, ноутбук, видео-фрагмент, иллюстрации, учебник, словари, печ. тетрадь.

Тип уроку: комбинированный.

Ход урока:

І. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Здравствуйте, ребята.​
    1. Проверка готовности.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лучшие оценки.

 

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Девиз урока.
  2. Сначала прочитаю его я, а потом все вместе. (вывешиваю)

 

 

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому – активным будь!

  • Как вы его понимаете?
    1. Работа над скороговоркой.
  • Сначала читаю я, потом вместе.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

  • Теперь, все вместе. (І(ІІ(ІІІ))) ряд)
  • Кто может прочитать?
  • Молодцы!

 

ІІІ. Сообщение теми и цели урока.

  • Для того, чтобы точно и правильно излагать свои мысли, нужно знать значение слова и понимать, в каком значении оно употребляется в данном случае.
  • Сегодня на уроке мы будем работать со словами, их ролью в речи. Узнаем, как важно правильно употреблять слова. Также будем учиться работать со словарем, познакомимся с различными видами словарей.

 

ІV. Изучение нового материала.

  1. Решение проблемной задачи.
  2. Лишь немногие люди от рождения наделены талантом блестящего рассказчика. Но эту способность можно развить.
  3. А вы хотели бы научиться правильно и красиво говорить?
  4. Как нужно говорить, чтобы собеседник тебе внимательно выслушал и понял? А прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение А. Барто.

 

 

 

СИЛЬНОЕ КИНО

 

Заранее, заранее,

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Объяснит мне,

Что к чему,

А я большая!

А я пойду.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползет.

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они им – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала.

Я ничего не поняла.

 

  • Почему девочка ничего не поняла из рассказа старшего брата?
  • Что вы посоветуете брату девочки?
  • А теперь послушайте Знайки.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было все понятно.

  • Дети, давайте вместе прочитаем совет Знайки.
    1. Работа с учебником.
  • Ребята, откройте учебники на странице 121. Послушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете последние 2 строчки стихотворения?

Есть много слов на свете,

И вы должны учить их, дети.

Значение слова нужно знать,

Чтоб верно в речи применяла

  • Как вы понимаете последние 2 строчки стихотворения?
  • Слова могут обозначать предметы, действия, признаки, количество и ваше задание дополнить словами ряд, указанный на странице 122.

 

 

 

  • Предметы – комната, космонавт…                                                      .
  • Действия – бежать, читать…                                                                .
  • Признаки – красивый, зеленый…                                                        .
  • Количество – пять, двадцать…                                                            .
  • Молодцы.
    1. Ознакомление с понятием «значение слова».
  • Итак, значение слова – это то, что обозначает это слово.

Например: кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.

  • Дети, так что такое значит слова?
    1. Игра «Лишнее звено». Группирование слова.
  • Ребята, посмотрите на доску. Для каждого ряда дана группа слов, вам нужно дать общее название им по образцу.
  • Образец: стол, стул, шкаф – мебель.

1 группа – учебные принадлежности

2 группа – транспорт

3 группа – школьные предметы.

  1. Рассказ о словаре.
  2. Дети, послушайте текст и скажите почему автор называет словари нашими друзьями.
  3. Каждый человек должен пополнять, обогащать свой запас слов, уметь открывать для себя слово. В этом ему помогают различные словари. Словарь (по-укр. словник) – это книга, в которой даны слова какого-либо языка. В орфографическом (по-укр. орфографічний) словаре указано правильное написание слов. В толковом (по-укр. тлумачний) объясняются значения слов. В переводных (по-укр. перекладний) словарях даётся перевод слов с одного языка на другой.
  4. Все словари состоят из словарных статей, которые посвящены определённому слову. Чтобы легко было найти нужную статью, слова в словарях расположены по алфавиту. Поэтому нужно хорошо знать алфавит.
  5. Почему автор называет словари нашими друзьями?
  6. Что указано в орфографическом словаре? Толковом? Переводном?
  7. Как найти в словаре нужное слово?
  8. Что для этого нужно знать?

 

 

  1. Физкультминутка
  2. Дети, встаньте – пришло время отдохнуть.
  3.  
  4. Успокоились и садимся на свои места.
    1. Практическая работа со словарем.

Игра «Кто (что) это?»

  • Значение слова можно выяснить с помощью толкового словаря, похожих или близких по значению слов, а также с помощью признаков, которые отличают один предмет от других. (арбуз, ландыш, змея, посуда)

VІ. Закрепление полученных знаний.

  1. Работа в печатных тетрадях.
  2. Дети откройте тетради на странице 31. Первым нашем заданием будет назвать предметы одним словом и записать напротив них.

 

  • Следующее задание: допишите подходящие по смыслу слова
  • Людей лечит ______________
  • Детей учит _______________
  • Картины рисует ___________
  • Стихи пишет ______________

 

 

 


  • Дети, что изображено на рисунках на странице 32.

 

  • Значит мы можем сделать вывод, что у слова может быть несколько значений.
  • Следующее ваше задание на странице 33. Вам нужно переставить ударения так, чтоб получились новые слова.
  • Стрелки – стрелки.
  • Стоит – стоит.
  • Гвоздики – гвоздики.
  • Мука – мука.

 

VІІ. Итог урока.

  1. Беседа.
  2. Назовите главные слова урока.
  3. Закончи предложения:

              Значение слова – это…

              Словарь – это…

              Толкование значений слова даны в …

 

 

 

Слова бывают разные

Слова бывают всякие

Слова бывают ясные

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету –

Слово – это ветер,

Слово улетает,

Не поймаешь слова…

Человек без дела –

Человек без слова.

 

  1. Самооценивание.
  2. Возникли ли у вас трудности во время урока?
  3. Какое настроение сопровождало вас во время урока?
    1. Оценивание.
    2. Домашнее задание.
  4. Откройте дневники и запишите домашнее задание.
  5. С. 123, упражнение 381 и в тетрадях на странице 33 второе упражнение.
    1. Прощание.
Категорія: 2 клас | Додав: Emmett (14.03.2015) | Автор: Злобенец А
Переглядів: 632 | Теги: русский язык 2 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar